Смешение слоев в фотошопе. HSL режимы наложения. Итак, у нас есть два изображения

Режимы наложения (смешивания) в Фотошоп можно использовать в качестве альтернативных путей для основных обработок - это когда каждый слой взаимодействует со всеми слоями, расположенных ниже него. Всё это предоставляет безграничные возможности в особенности, когда речь идёт о подборе правильного тона или коррекции освещения.

Создать нокаут. Опция нокаута позволяет указать, какой слой «пробить», найдя содержимое нижележащих слоев. Например, с текстовым слоем мы можем «пробить» нижний слой, найдя часть основного изображения в фоновом слое. Последовательность следующая: поместите слой вверху, с которым мы будем «перфорировать»; после него слой, который будет перфорирован; Нижний фоновый слой, содержимое которого будет раскрыто.

Чтобы найти слой над фоновым слоем, мы группируем соответствующие слои, которые мы будем использовать. Мы группируем их в описанной выше последовательности. Находит содержимое слоя сразу после группы. Мы выбираем верхний слой, который мы будем пробивать.

Цифровые художники и графические дизайнеры в своей практике используют режимы наложения для создания или коррекции текстуры и светотени. Но, к огромному сожалению многие фотографы недооценивают эти полезные функции в Фотошоп. При правильной комбинации режимов наложения можно придать фотографии драматическую атмосферу, которую практически невозможно создать иными способами.

Мы выбираем один из вариантов в меню «Нокаут». Мелко - когда мы хотим «перфорировать» ближайший слой. Глубоко - когда мы хотим «перфорировать» фоновый слой. Если нет фонового слоя, создается прозрачность. Отключить канал смешивания. Когда мы устанавливаем режим наложения слоя или группы слоев, мы можем ограничить его влияние на канал. По умолчанию все каналы включены в микс.

В результате на конечном составном изображении будет изменяться только информация о зеленом и синем каналах. В разделе «Расширенное смешение» снимите флажок перед каналом, который мы не хотим включать в смесь. Используйте ползунки в окне «Параметры наложения».

Этот урок расскажет вам о каждом режиме смешивания в отдельности и предоставит полезные советы, которые подскажут вам, какие из режимов смешивания необходимо использовать в тех или иных случаях.

Применяем режимы наложения

Откройте в Фотошоп любую фотографию и продублируй фоновый слой. Работать будем с копией. На панели слоёв откройте список режимов наложения, по умолчанию стоит режим Normal (Нормальный). В списке кликните по любому режиму, и он применится к выделенному слою.

Эти ползунки контролируют, какие пиксели из активного слоя и из нижележащих слоев видны в конечном изображении. В окне «Параметры смешивания» в разделе «Расширенное смешение» выберите одну из опций в меню «Смешивание»: - выберите «Серый», чтобы установить диапазон смешивания для всех каналов. - Выберите цвет, указывающий смешение в канале.

Мы используем ползунки «Этот слой» и «Нижний слой» для установки диапазона яркости смешанных пикселей активного слоя и слоя ниже от 0 до 255. Два значения, показанные выше, показывают диапазон частичного смешивания. Таким образом, нежелательные пиксели могут быть удалены при перемещении объекта на другой фон. Они позволяют создавать изысканные, сложные изображения, которые никогда не могли быть созданы без их существования. Однако, по крайней мере, некоторые из их вариантов и вариантов должны быть известны.

Весь смысл в том, что необходимо подобрать такой режим наложения, который лучше всего будет соответствовать желаемому эффекту. Прежде чем принять окончательное решение, поэкспериментируйте с другими режимами смешивания. Применение каждого из режимов вручную, путём выбора из выпадающего меню, может занять немало времени. Но есть 2 способа, как быстро и легко просмотреть весь список.

Начнем с начала - какие слои? По сути, это изображения друг друга, которые являются самодостаточными, которые вместе образуют итоговый документ - картину. Мы можем выполнять все операции слоя в палитре «Слои», где мы также находим список слоев. Каждый раз, когда вы создаете новый документ, присутствует фон слоя, который не может быть удален - это своего рода основа для каждого документа. В палитре «Слои» есть несколько значков и опций, большинство из которых вы уже знаете из предыдущих разделов. Полностью над вкладками «Слои», «Каналы» и «Пути» есть окно для выбора взаимодействия слоев или смешения слоев.

Первый способ: зажмите Shift и нажимайте клавишу «+», чтобы прокрутить список вверх, и «-», чтобы прокрутить список режимов вниз.

Второй способ: дважды кликните по списку и меняйте режимы либо колёсиком мыши, либо стрелками вниз и вверх на клавиатуре.

Я создал новый слой и заполнил его красным цветом. После этого пролистал все режимы наложения и из всех выбрал два привлекательных эффекта.

Режим наложения определяет, как будут отображаться пиксели отдельных слоев, как они будут смешиваться вместе и что приведет к видимому цвету. Поэтому позвольте мне показать вам несколько примеров того, как вы можете попробовать возможности смешивания слоев. Взаимодействие слоев отличается от изображения, в зависимости от его цвета и яркости. Просто щелкните слой в списке «Слои», щелкнув правой кнопкой мыши на слое «Фон» и выберите «Дублировать слой».

Итак, теперь у нас есть две одинаковые фотографии, как если бы они были помещены друг на друга. Теперь мы можем начать экспериментировать с чередованием слоев. По умолчанию установлен нормальный режим, в котором цвета вообще не меняются. Если мы решим раствориться, ничего не изменится, потому что у нас есть два полностью одинаковых слоя. Даже потемнение не произойдет - по той же причине. Только когда мы умножаем режим, мы должны зафиксировать первое изменение, изображение становится темнее. Умножение черного цвета в черный цвет снова становится черным, белый остается неизменным.



Имейте в виду, что в процессе просмотра режимов, всегда можно снизить процент непрозрачности слоя, если понравившийся вам эффект слишком резок.


Все остальные цвета темнеют. Тьма также может наблюдаться в режиме Темного цвета - более низкий цвет темнеет в зависимости от вершины, создавая очень интересный контрастный эффект. Освещение распространяется на все режимы, в которых есть слово «свет», и режим вуали также осветляется.

Иногда странными являются последние четыре варианта: оттенок, насыщенность, цвет и легкость. Если вы попробуете их с повторяющимися слоями, ничего не происходит - они всегда совпадают с цветами. Только когда есть слои с разными значениями цветовых точек, что-то начинает происходить. Затем можно применить почти все режимы, включая последние четыре.

Шпаргалка по режимам наложения

В этом разделе мы вкратце рассмотрим все режимы наложения, данный материал взят с . Этот раздел может послужить вам в качестве шпаргалки, для лучшего представления эффектов при выборе каждого из режимов наложения.

Нормальные режимы наложения

Normal (Нормальный)

Этот режим в Фотошоп стоит по умолчанию, в результате виден только самый верхний слой.

Вот несколько примеров различных режимов. Нормальный режим и режим жесткого освещения. Режимы мягкого света, наложения и светлых цветов. Один из них фактически является динамическим эффектом, который изменяется каждый раз, когда изменяется слой, другими словами, адаптируется. Существует бесконечное количество вариантов эффектов, которые вы можете создать, которые вы можете увидеть сами, щелкнув правой кнопкой мыши на списке слоев на слое за пределами фона и выбрав «Параметры наложения». Появляется обширное окно со многими вариантами выбора.


Dissolve (Растворение)

При установлении данного режима, в эффекте появится жёсткая зернистость и пиксельность. С двух слоёв берутся случайные пиксели и используются без сглаживания. Если у слоя с режимом смешивания Растворение значение непрозрачности высокое, то большее количество пикселей будет присутствовать с верхнего слоя, и соответственно, если значение непрозрачности низкое, то пикселей будет больше с нижнего.

Вот почему мы покажем вам два относительно простых, но очень приятных примера стилей слоев. Мы открываем цветное изображение цветка и создаем в нем новый слой. Установите заливку на 0%. Щелкните правой кнопкой мыши по нему и выберите «Параметры смешивания». В окне «Стиль слоя» установите флажок «Отбрасывание тени» и выберите эту опцию, режим умножения, 28%, расстояние 1, диапазон 0%, размер 1 пиксель. Затем выберите скос и рельеф, нажмите на него снова и установите стиль: внутренний скос, гладкий метод, глубина 100%, вверх, размер 6, размягчение 2, угол 96 °, высота 34 °, профиль блеска третий верхний левый, режим вуали - цвет белый и покрытие 75%, умножая второй режим и цвет и покрытие одинаковое.


Субтрактивные режимы наложения

Darken (Замена тёмным)

В результате цвета делаются равномерно тёмными. Значения в цветовых каналах снижаются.


Multiply (Умножение)

При использовании этого режима, изображение становится выразительнее и темнее. Значения цветовых каналов верхнего и нижнего слоёв перемножаются. А так же: любой цвет, перемножаемый с белым даёт исходный цвет, перемножаемый с чёрным - даёт чёрный цвет; цвета, полученные в итоге, не будут ярче исходных.

Наконец, в разделе «Конус и рельеф» выберите «Профиль», нажмите на диаграмму и выберите первый из верхнего правого, проверьте сглаживание и установите диапазон до 50%. Мы выбираем инструмент кисти, устанавливаем его на 5-10 пикселей и рисуем несколько штрихов в новый слой. Вы видите, что это одна вещь, которую вы рисуете - вы всегда должны появляться как полоски или капли воды. Однако этот эффект не будет виден, когда слой, к которому он применяется и в котором он рисует, пуст или монохромный - всегда необходимо рисовать на фоне типа фотографии.

Напротив, следующий пример может быть применен к любому выделенному или целому слою. Снова щелкните правой кнопкой мыши на слое и выберите «Параметры наложения». Затем проверьте внутреннее свечение и измените профиль в верхнем правом углу справа. Также проверьте атлас, выберите желтый цвет и тот же профиль, что и предыдущий, и, наконец, проверьте наложение оранжевым и оранжевым. Теперь щелкните инструмент «Текст», а затем снова щелкните изображение в новом слое.



Color Burn (Затемнение основы)

В результате использования этого режима, цвета на изображении станут темнее, и повысится контрастность. Белый цвет не изменит ничего и никакого эффекта не даст.

Появится курсор, и вы можете начать вводить текст - вы можете видеть, что буквы имеют «горячий» оранжево-желтый цвет. Стили можно дублировать, просто щелкнув по слою правой кнопкой в ​​списке слоев и выбрав стиль «Копировать слой». Затем в списке щелкните левой кнопкой мыши слой, который вы хотите присвоить стилю, и выберите «Вставить стиль слоя». Если вам нравится стиль, просто удалите его, нажав «Удалить стиль слоя».

В палитре «Цвета», «Образцы» и «Стили». Конечно, ваши собственные стили можно сохранить. В палитре «Стили» вы можете переименовывать и иным образом организовывать свои собственные стили. Это специальные слои, неотъемлемой частью которых является так называемая «маска» - вы можете вспомнить, что мы говорили о быстрой маске уже в первой главе, где она была непосредственно связана с выборами. Эти маски несколько отличаются - они используются для окраски слоев. В простоте эти маски можно представить как специальные цветные пленки, которые вы кладете на верхний слой - все нижние слои подвергаются воздействию этой пленки.



Linear Burn (Линейный затемнитель)

Изображение с таким режимом смешивания приобретёт тёмные оттенки. Если изображение смешивается с белым цветом, то оно не изменяется. Цветовые значения инвертируются, суммируются и снова инвертируются.

Они различного типа, цветовые уровни, цветовой баланс, яркость и контрастность, оттенок и насыщенность и многие другие атрибуты. Их главное преимущество состоит в том, что если вы хотите применить одну из перечисленных операций к одному из слоев, вам не нужно вмешиваться непосредственно в этот слой, но вы просто создаете новый слой редактирования. Исходный слой останется неизменным, и корректирующий слой можно отрегулировать в любое время по желанию. Другим преимуществом является то, что если вы хотите применить один и тот же эффект к нескольким слоям, просто сделайте над ними один слой изменений.



Darker Color (Темнее)

Цветовые оттенки на изображении станут темнее. Цветовые значения снижаются, но только в пределах отдельного канала.


С одной стороны, вы можете назвать слои - щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав «Параметры слоя». Там вы также можете выбрать цвет для слоя - но, конечно, этот цвет отображается только в списке слоев. Для следующего можно группировать слои в так называемые множества. Создание нового набора просто, просто нажмите на третий значок слева в нижней части палитры «Слои». В списке слоев отображается папка, в которую могут перемещаться слои взаимосвязанных или связанных слоев.

Это легко - «захватить» его левой кнопкой мыши и перетащить имя набора. Когда в документе есть несколько слоев, всегда есть путаница, и иногда вы можете случайно изменить слой, который вы не хотите изменять. Программисты также подумали об этом и представили так называемые «блокирующие» слои. Нажатие на первое сделает невозможным изменение прозрачных прозрачных точек пикселя слоя или просто пустое пространство. Другой значок, с другой стороны, блокирует уже окрашенные пиксели. Третий значок блокирует слой на месте, так что он не может двигаться с ним, но его можно втягивать в него.


Аддитивные режимы наложения

Lighten (Замена светлым)

Цветовые оттенки на изображении делаются равномерными и светлыми. Цветовые значения в каналах увеличиваются.


Screen (Экран)

Фотография делается немного размытой и более яркой. Цветовые значения каналов инвертируются, перемножаются и вновь инвертируются. Полученные цвета никогда не будут темнее оригинальных.

Последняя иконка замка закрывает слой навсегда против любого изменения - в списке появляется блокировка темного цвета. Если мы хотим переместить два или более слоев одновременно, мы просто «привязываем» друг к другу, нажимая пустое пространство рядом с маленькой иконкой глаза - оно выглядит как три цепочки. Это означает, что текущий меченный слой привязан к тому, с которым или цепочка. Но привязки - это всего лишь шаг, никаких других действий. Разложите слои отдельно, просто щелкнув по диаграмме цепочек.

Давайте подробнее рассмотрим инструмент «Текст». Наконец, скажем, как применять его более элегантно. Режим наложения немного сильнее, чем Мягкий свет. Конечно, вы также можете попробовать режимы смешивания. В сочетании с различной степенью охвата могут быть достигнуты отличные исходные результаты. Однако этот способ страдает одним недостатком, удваивая размер документа, поскольку все изображение дублируется.



Color Dodge (Осветление основы)

На изображении цвета станут более светлыми, а контрастность понизится. Чёрный цвет ничего не меняет. Исходные цветовые значения повышаются, а контрастность уменьшается.



Linear Dodge (Add) (Линейный осветлитель (добавить))

Данный режим смешивания придаст изображению светлые оттенки цветов. В результате цветовые значения увеличатся. Если изображение смешивается с чёрным цветом, то никаких изменений не произойдёт.



Lighter Color (Светлее)

Цветовые оттенки на изображении приобретут более светлый оттенок. В результате цветовые значения увеличатся и не затронут отдельные цветовые каналы.


Комплексные режимы наложения

Из самого названия категории понятно, что режимы, находившиеся в ней, сделают изображение не только темнее или светлее, а будут воздействовать по всему диапазону. Обязательно поиграйте с этими режимами, в работе они полезны для добавления тонировки, резкости, виньетирования или текстуры.

Overlay (Перекрытие)

Оба слоя смешиваются вместе. Одни области будут светлее, другие темнее, сохраняя эти значения с нижнего слоя. Цветовые каналы принимают режим наложения Экран или Умножение, всё зависит от того, насколько основной цвет отличается от 50% серого.



Soft Light (Мягкий свет)

При установлении данного режима, изображение будет освещаться рассеянным светом. Использование белого или чёрного цвета придаёт картине соответственно более светлый или тёмный оттенок. Если верхний слой светлее 50% серого, то происходит осветление, и если темнее 50% серого - происходит затемнение.



Hard Light (Жёсткий свет)

Изображение с таким режимом освещается резким светом. Цветовые каналы приобретают режим Экран, если цвета нижнего слоя светлее 50% серого и если темнее 50% серого, то Умножение.



Linear Light (Линейный свет)

Цвета на изображении затемнятся (burned) или осветлятся (dodged) и уменьшится или увеличится яркость. Яркость уменьшится, если цвета нижнего слоя темнее 50% серого, и увеличится, если они светлее.



Vivid Light (Яркий свет)

В результате цвета на изображении затемнятся (нижний слой светлее 50% серого) или осветлятся (нижний слой темнее 50% серого), и контрастность соответственно уменьшится или увеличится.



Pin Light (Точечный свет)

Все цвета смешиваются, но некоторые из них заменяются. Если на верхнем слое цвет светлее 50% серого, а на нижнем темнее, чем на верхнем, то в этом случае цвета заменяются значениями с верхнего слоя. То же самое происходит и, если цвета верхнего слоя темнее 50% серого, а на нижнем светлее, чем на верхнем слое.



Hard Mix (Жесткое смешение)

Тёмные цвета делаются темнее, а яркие - ещё ярче. Режим Жёсткое смешение очень жёсткий. На нижнем слое контрастность максимально увеличивается и происходит смешивание с верхним слоем.



Разностные режимы наложения

Режимы наложения, относящиеся к этой категории, создают новые цвета, которые основаны на разнице между нижним и верхним слоями.

Difference (Разница)

В результате использования данного режима цветовые каналы изменяются и смешиваются. Тёмные значения цветов вычитаются из светлых. Происходит замена белых участков с верхнего слоя на инвертированные цветовые значения с нижнего. Тогда, как чёрные области верхнего слоя не изменяются.



Exclusion (Исключение)

В цветовых каналах происходят изменения, но с белее низким контрастом, чем в случае с режимом наложения Разница.



Subtract (Вычитание)

При использовании данного режима наложения цвета изменяются и смешиваются. Происходит вычитание цветов верхнего слоя из нижнего, в чёрных областях цветовое значение будет с нижнего слоя.



Divide (Разделение)

Цвета при таком режиме смешивания резко изменяются. Значения цветов нижнего слоя делятся на цветовые значения верхнего.



HSL режимы наложения

Hue (Цветовой тон)

Применив этот режим, насыщенность и яркость нижнего слоя комбинируются с оттенками верхнего.



Saturation (Насыщенность)

В результате применения режима Насыщенность оттенки и яркость цветов нижнего слоя комбинируются с насыщенностью верхнего.


Color (Цветность)

Насыщенность и тон верхнего слоя комбинируются с яркостью цветов нижнего. Это особенно хорошо работает для градаций серого и может быть использовано в качестве окрашивания монохромных фото.


Luminosity (Яркость)

В результате применения данного режима смешивания яркость верхнего слоя будет комбинироваться с тоном и насыщенностью нижнего.

Ниже расписано несколько приёмов и советов по редактированию изображений, используя режимы наложения.

Усиление резкости изображения

Продублируйте исходное изображение, пройдите в меню Filter > Other (Фильтр - Другие), выберите High Pass (Цветовой контраст) и отрегулируйте значение радиуса. Для него режим смешивания измените на Перекрытие и при необходимости отрегулируйте значение непрозрачности.



Создание тёмно-синего слоя с режимом наложения Разница

Заполните новый слой тёмно-синим цветом, понизьте значение непрозрачности до 35% и установите режим смешивания Разница. Вы заметите, как изменится тон изображения.


Применение фильтра Lens Flare (Блик) и режима наложения Divide (Разница)

Нам необходимо сфокусировать внимание на объекте изображения. Для этого заполните новый слой чёрным цветом и примените к нему фильтр Filter > Render > Lens Flare (Фильтр - Рендеринг - Блик), самостоятельно произведя настройки. Понизьте для него непрозрачность и установите режим смешивания Разница.


Создание виньетирования.

На вновь созданном слое создайте выделение овальной формы в центре изображения, немного растушуйте его Select > Modify > Feather (Выделение - Модификация - Растушевка), инвертируйте выделение и заполните чёрным цветом. Для этого слоя смените режим наложения на Мягкий свет.


Blending modes ) определяют, каким образом верхний слой взаимодействует со слоем прямо под ним. Режимы наложения упрощают и ускоряют изменение оттенков, удаление изъянов, и выполнение ряда других операций. В фотошопе все режимы разбиты на функциональные группы: Базовые режимы, Режимы затемнения, Режимы осветления, Режимы контраста, Режимы сравнения и Компонентные режимы.



Режимы наложения слоев находятся в выпадающем меню вверху панели «Слои» (Layers ). На рисунке для удобства красным шрифтом я написала название режима на анлийском.

1. Базовые режимы
Нормальный (Normal ) — этот режим слоя стоит по умолчанию. Пиксели верхнего слоя непрозрачны и изображения не взаимодействуют. В качестве примера мы будем рассматривать режимы наложения на этих двух картинках.

Затухание (Dissolve ) использует пиксельный узор. Придает эффект пористости. Эффект появится только при прозрачности верхнего слоя менее 100%. Здесь прозрачность 20%.

2. Режимы затемнения

Затемнение (Darken ) — оставляет видимыми только темные области изображения. Смешивает пиксели в местах, где верхний слой темнее нижнего.

Умножение (Multiply ) — позволяет затемнить все изображение целиком и полезен в тех ситуациях, когда вам необходимо повысить плотность светлых и средних оттенков. Он оказывается особенно полезным при работе с передержанными или слишком светлыми изображениями.

Затемнение основы (Color Burn ) — затемняет темные цвета и оттенки, не оказывая влияние на светлые оттенки.

Линейный затемнитель (Linear Burn ) — использует тот же подход, что и режим «Затемнение основы», но производит более сильный затемняющий эффект. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.


Темнее (Darker Color ) — похож на режим «Затемнение», за исключением того, что работает на всех слоях сразу, а не на одном. Когда вы смешиваете два слоя, видимыми останутся только темные пиксели.


3. Режимы осветления

Замена светлым (Lighten ) — cравнивает цвета верхнего и нижнего слоев и смешивает пиксели, если верхний слой светлее нижнего.

Экран (Screen ) — позволяет осветлить все изображение целиком и полезен в тех ситуациях, когда вам необходимо «проявить» какие-либо участки на невыдержанных изображениях.

Осветление основы (Color Dodge ) — противоположный режиму «Затемнение основы», осветляет светлые цвета и оттенки, не оказывая влияние на темные области изображения.

Линейный осветлитель (Linear Dodge ) — позволяет осветлить изображение, однако в отличие от режима «Экран», «отсекает» значения и приводит к более резким результатам, чем режим наложения «Экран» или «Осветление основы».

Светлее (Linear Color ) — похож на режим «Замена светлым», только работает со всеми слоями одновременно, вместо одного слоя. Когда вы смешиваете два слоя вместе, видимыми останутся только светлые пиксели.

4. Режимы контраста


Перекрытие (Overlay ) — комбинирует эффект режимов «Умножение» и «Экран», смешивая верхний слой с нижним. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Мягкий свет (Soft Light ) — похож на режим «Перекрытие», но придает более умеренный эффект. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Жесткий свет (Hard Light ) — использует тот же подход, что и режим «Перекрытие», но эффект более сильный. Здесь, верхний слой подвержен или «Экран» режиму или «Умножение», в зависимости от его цвета. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Яркий свет (Vivid Light ) — сочетает эффект режимов «Затемнение основы» и «Осветление основы» и применяет смешивание в зависимости от цвета верхнего слоя. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.


Линейный свет (Linear Light ) — Похож на режим «Яркий свет», но с более сильным эффектом. Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Точечный свет (Pin Light ) — смешивает светлые цвета, используя режим «Замена светлым», и темные цвета, используя режим «Затемнение». Если верхний слой на 50% серый – эффекта не будет.

Жесткое смешение (Hard Mix ) — создает картинку с ровными тонами, ограниченную в цветах и постеризированную. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.

5. Режимы сравнения

Разница (Difference ) — отображает тональную разницу между двумя слоями, удаляя светлые пиксели из какого-либо слоя. В результате получается темная и иногда перевернутая картинка.

Исключение (Exclusion ) — похоже на режим «Разница», но с менее экстремальным эффектом.

5. Компонентные режимы

Цветовой тон (Hue ) — комбинирует цвет верхнего слоя и колебание цвета и тон нижнего.

Насыщенность (Saturation ) — комбинирует колебание цвета верхнего слоя с цветом и тоном нижнего слоя.

Цветность (Color ) — комбинирует цвет и колебание цвета верхнего слоя с тоном нижнего слоя.

Яркость (Luminosity ) — комбинирует тон верхнего слоя и цвет и колебание цвета нижнего слоя.


При подготовке данной статьи использовались материалы книги Кэтрин Айсманн «Ретуширование и обработка изображений» и материалы замечательного урока с